Что такое культовое кино

Что такое культовое кино

Ку́льтовый фильм (от англ. cult film ) — фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах [1] . Почитание может проявляться в регулярных просмотрах, традициях при совместном просмотре («Братья Блюз», «Шоу ужасов Рокки Хоррора», «Матрица») и вплоть до создания субкультуры на основе вымышленного мира («Звёздные войны» и др.).

Содержание

Понятие культового фильма [ править | править код ]

Культовым фильмом называют фильм, вокруг которого сложился своего рода культ — узкий, но сплочённый круг фанатов, однако этот термин расплывчат, не имеет жёстких рамок и может применяться к различным фильмам [2] [3] . Так, например, это определение может уточняться таким образом, что культовым не считается фильм, добившийся широкого успеха у публики и критиков [1] или выпущенный крупной студией с большим бюджетом [4] . Культовые фильмы определяются через свою аудиторию в той же степени, что и своим содержанием [5] . Поклонение может приобретать формы косплея, тематических вечеринок и фестивалей, ролевых игр [1] [3] .

В 2008 году журнал «Cineaste» опросил ряд киноведов, предложив им дать определение культового фильма. Некоторые из них определяют культовый фильм через оппозицию к мейнстримному кинематографу и наличие элемента трансгрессии. Другие возражают, указывая, что культовые фильмы стали частью мейнстрима и нацелены на аудиторию, преимущественно состоящую из белых молодых людей. Большинство определений так или иначе включали указание на существование вокруг фильма какого-то сообщества фанатов. Майкел Дж. Ковен указывает на различия между понятием «культовый фильм» и такими терминами как грайндхаус, фильм категории B, жанровое кино, полуночное кино, которые часто смешиваются с феноменом культового кино. Мэтт Хиллс предлагает определение в духе теории структурации, где особая реакция фанатов может быть обусловлена свойствами самого фильма, и оба этих фактора имеют значение. Эрнест Матейс считает, что приобретение культового статуса — это случайный процесс, и одно из его свойств в том, что оно плохо поддаётся маркетинговым стратегиям [6] .

История [ править | править код ]

Культовые фильмы появлялись ещё в ранние периоды истории кино. Так, «Носферату. Симфония ужаса» (1922) был неавторизованной экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула», и вдова Стокера через суд добилась уничтожения известных копий фильма. У «Носферату» сложился культовый статус, так как с фильмом стало возможно ознакомиться только через нелегально циркулировавшие пиратские копии [7] . Чак Клейнханс относит к первым культовым фильмам работы братьев Маркс, вокруг которых стали появляться преданные фанаты, наизусть знавшие их фильмы [6] . Некоторые фильмы, сейчас повсеместно признанные классическими и этапными для киноязыка, такие как «Ночь охотника» (1955), в момент выхода получали плохую прессу и терпели неудачу в прокате, затем долгое время довольствуясь культовым статусом у немногочисленных поклонников [8] . В 1950-х и 1960-х из-за особенностей кинопроката в США европейские артхаусные фильмы и местное эксплуатационное кино распространялись и рекламировались сходным образом, вместе влияя на формирование нишевого культового кино [9] .

Культовое кино в современном понимании выросло на рубеже 1950-х и 1960-х из кинотеатров-«грайндхаусов» и кинотеатров под открытым небом для автомобилистов («драйв-инов»), в которых показывались малобюджетные коммерческие фильмы («королём» таких фильмов был Роджер Корман) и по тем или иным причинам ставшие маргинальными знаковые фильмы прошлых лет, в первую очередь «Уродцы» Тода Броунинга [1] . Позднее, с появлением в начале 1970-х полуночных кинотеатров, специализировавшихся на фильмах ужасов, эксплойтейшне и разнообразном маргинальном кино, сложилась особая культура просмотра фильмов, включавшая посещение сеансов в самодельных костюмах, громкое обсуждение происходящего на экране и другие способы вовлечения зрителей. Именно полуночным кинотеатрам обязаны культовым статусом «Крот» А. Ходоровски, «Розовые фламинго» Дж. Уотерса, «Ночь живых мертвецов» Дж. Ромеро, «Голова-ластик» Д. Линча. Тогда же были заново открыты фильмы Эда Вуда, один из которых — «План девять из открытого космоса» — стал широко известен как «худший фильм всех времён». Фильм «Шоу ужасов Рокки Хоррора», вокруг которого сложилась собственная субкультура, ознаменовал приход к полуночным кинотеатрам широкой популярности [1] [10] .

В конце 1980-х феномен культовых фильмов был замечен зрителями и кинокритиками. Был придуман и стал всё чаще употребляться термин — «культовый фильм». В 1990-х Квентин Тарантино частично стилизовал свои картины под эстетику «старых» культовых фильмов, а также, безусловно, внёс и свой авторский вклад в культовое кино [11] .

Их названия знакомы даже тем, кто не разбирается в кинематографе; их героям подражают; их саундтреки становятся хитами, а диалоги расходятся на цитаты… Речь идет о фильмах, получивших статус культовых. Эти киношедевры можно смотреть онлайн десятки и даже сотни раз – они никогда не теряют своей актуальности. Специально для заядлых киноманов мы подготовили подборку культовых фильмов, среди которых есть зарубежные и отечественные фильмы, которые сегодня по праву называют классикой.

Так «Игла» стала любимой картиной целого поколения, во многом благодаря участию в ней Виктора Цоя, Петра Мамонова – знаковых для своего времени фигур. За пять лет до этого прогремела детективная драма «Лицо со шрамом» с неподражаемым Аль Пачино, а еще раньше, в 1980, вышел комедийный боевик «Братья Блюз», которому суждено было остаться если не в веках, то, по крайней мере, в годах.

90-е годы порадовали огромным количеством выдающихся картин: «Большой Лебовский», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Карты, деньги, два ствола», «На гребне волны», «Бойцовский клуб», «Матрица», «Адвокат дьявола», «Святые из Бундока», «Брат». Ну а в новом тысячелетии на экраны вышли «Большой куш» и получивший огромную популярность у российских зрителей «Бумер».

Читайте также:  Строительно монтажные работы фото

Всех с началом рабочей недели! С вами Skalkin и продолжение рубрики кинослова. Сегодня мы попробуем разобраться в таком запутанном понятии, как культовое кино, приведем примеры и признаки этого явления в среде киноманов.

Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах.

Сложность определения термина состоит в том, что все-таки это понятие субъективное и относительное. Это могут быть как и крупные проекты, заработавшие большие кассовые сборы, так и не мейнстримовое авторское кино. У них могут хорошие оценки критиков, а могут быть и не очень. Но мы попробуем выделить основные признаки культового кино.

Культовые фильмы известны своей преданной, страстной фан-базой, а иногда и сложной субкультурой. В первую очередь такая массовая сплоченность фанатов проявляется у крупных франшиз. Это и фильмы Марвел, и "Властелин колец", "Гарри Поттер", и, конечно, "Звездные войны".

Важной частью любой подобной суб-культуры является косплей. Одним из популярных мест встречи косплееров является Comic-Con — ежегодный фестиваль, проходящий в Сан-Диего (США) с 1970 года. Он посвящен комиксам, фильмам и другим элементам поп-культуры, таким как телесериалы, литература, мультипликация, аниме, видеоигры и т.д.

Проведение тематических вечеринок

Почитание может проявляться в различных традициях, таких как тематические вечеринки. Фанаты регулярно собираются чтобы обсудить любимые фильмы и пересмотреть их. Косплей так же присутствует.

Яркий пример — вечеринка в стиле Гарри Поттера с последующим просмотром сразу нескольких частей серии (кадр из фильма "Всегда говори ДА", 2008).

Культовый — не значит хороший

Культовый фильм — это тот, у которого есть страстные поклонники, но он не обязательно нравится всем. Тот факт, что фильм является культовым, не гарантирует автоматически качество: некоторые культовые фильмы очень плохие, но про них киноманы любят говорить: "настолько плохо, что даже хорошо".

Яркий пример плохого культового фильма – "Комната" (2003, реж. Томми Вайсо). Фильм почти ничего не собрал в прокате и был ни кому не известным, но в последствии стал культовым как отличный образец высокохудожественного трэша. Ютуб-обзорщик Nostalgia Critic прославил фильм, запилив на него обзор в 2010 году, а пиком популярности стал "Горе-творец" (2017), рассказывающий про съемки "Комнаты".

Кстати, аналогичная ситуация сейчас происходит с обзорами Badcomedian – фильмы из его обзоров имеют экстремально низкие оценки, но благодаря юмористичной подаче обзорщика обретают славу и даже культовый статус.

Яркий тому пример – фильмы Невского (промо-фото к фильму "Разборка в Маниле").

Важно также, что культовыми фильмы становятся по истечении нескольких лет (от 5 лет и более). Наиболее ярким примером является "Бегущий по лезвию" (1982), который популяризировал целый поджанр в кино – киберпанк (стоит отметить, что в книгах жанр встречался и ранее) и со временем приобрел славу. А ведь поначалу его не оценили ни критики, ни зрители должным образом.

Новый "Бегущий по лезвию 2049" (2017) тоже имеет все шансы стать культовым, хотя и провалился по сборам.

Культовые фильмы часто были провальными

Часто эти фильмы не были успешными в прокате, но со временем обретают славу в кругах киноманов. Примеры таких фильмов:

— Страх и ненависть в Лас-Вегасе

— Достучаться до небес

Особенно хочется выделить "Достучаться до небес" (1997). Вы знали, что в целом этот немецкий фильм популярен только в Германии и у нас? В остальном мире про него мало кто знает (например, в американском прокате фильм собрал менее 6 тыс. $). Во многом популярность фильма в РФ это заслуга, как ни странно, российского телевидения и хорошего дубляжа, который породил легендарные цитаты, которые мы используем до сих пор.

Существует и обратный эффект: фильм может быть очень успешным коммерчески, но через несколько лет про него уже никто и не вспомнит.

Упоминания культового фильма в интернете (в том числе и на Пикабу)

В современных реалиях помимо косплея, тематических вечеринок и цитирования ярким признаком культовости являются интернет-мемы и цитирование. Иногда они просто обыгрывают забавную ситуацию или просто скриншот из фильма, в этом случае мем может стать популярнее фильма (тот момент, когда видел шутку-мем, но не знаешь, из какого это фильма).

Если что, это кадр из фильма "Невероятные приключения Билла и Теда" (1989), на который, кстати, в этом году снимают сиквел.

Цитирование может проявляться не только в фразах из фильма, но и в жестах, повадках или танце.

Одним из свежих примеров культового кино является "Драйв" (2011), и у него есть отдельная отличительная особенность – это легендарный саундтрек. Не все согласятся, но изрядную долю успеха фильма сыграла именно подобранная музыка к фильму. А ведь "Драйв", на минуточку, задал моду на музыкальный жанр Syntwave/Retrowave, который отсылает к атмосфере фильмов 80-х и ностальгии по ним. Ну или, как минимум, внес большой вклад в популяризацию жанра в современной культуре.

В первую очередь это популярный хит Kavinsky — Nightcall, если кто забыл.

Таким образом, выделим основные признаки. Типичный культовый фильм:

1. Имеет собственную суб-культуру

2. Становится поводом для тематических вечеринок

3. Часто пересматривается фанатами

4. Не зависит от успеха по сборам

Читайте также:  Яблоня кримсон описание фото

5. Не зависит от качества фильма

6. Выдерживает проверку временем

7. Не обязательно популярен у массового зрителя

8. Часто цитируется фанатами

9. Используется в интернет-мемах

10. Имеет легендарный саундтрек

Так что, для оценки "культовости" вполне можно использовать эти пункты. Например, "Криминальное чтиво" — 10/10 🙂

P.S. Фильмы Квентина Тарантино

Отдельно хотелось бы выделить фильмы Тарантино. Пожалуй, есть некоторая предрасположенность у его работ, чтобы стать культовыми, т.к. он мастерски пишет сценарии, полные ярких диалогов и легендарных цитат (к подобным можно также отнести ранние фильмы Гая Ричи, "Святые из Бундокка"). В 1990-х Квентин, в свою очередь, частично стилизовал свои картины под эстетику «старых» культовых фильмов, а также, безусловно, внёс и свой авторский вклад в культовое кино. Практический каждый фильм Тарантино сейчас обрел многие признаки культового статуса.

Новый фильм "Однажды в Голливуде" (2019) имеет все шансы стать культовым, как считаете? Но это мы узнаем точно лишь спустя годы, когда уляжется "хайп". Время покажет!

Какие фильмы, по-вашему, можно назвать культовыми на Пикабу? 🙂

По субъективным наблюдениям, на Пикабу культовость фильма выражается бесконечным повторением цитат из фильмов в комментариях (и в тему, и не в тему), таких как например (помимо упомянутых выше): Зеленый слоник, фильмы Гайдая, фильмы Челентано, Шырли-Мырли, Матрица и др.

Найдены дубликаты

Блять я из-за этого фильма, начал цитатами говорить. Жду лечения.

Это классика, блядь! Это знать надо!

И ты тоже туда, "сука блять пидарас блять. "

кстати про супермена Джигурду я от Евгена узнал.. реально культовый=))

В этот раз пост получился полным собственных размышлений и субъективных заметок, а в меньшей степени — заимствованных сведений. Это может быть не всегда заметно, но на многие такие посты-исследования уходит много сил и времени, чем, например, копипаста статей или сухих описаний фильмов. Надеюсь, вы оцените труд, и таких "более авторских" постов будет больше! Ваши оценки и комментарии — единственное, что побуждает творить 🙂

Но дискуссии и споры только приветствуются 🙂

Систематический подход — это один из критериев научности.

И это. Есть предложение по редактированию списка.

Какого списка? Какое предложение?)

В любом случае, пост уже нельзя редактировать.

Из десяти признаков культового кино. Пост не отредактируешь, но мало ли в будущем будет полезно.

Как писал выше, подходя к списку в его нынешнем виде, можно слишком у многих фильмов найти признаки культовости. И посему хорошо добавить, что-то что отсекало бы общую волну кинопомоев (пусть и популярных).

Как разграничить например фильм "Семь" и серию "Сумерки"? Предлагаю следующий критерий.

По прошествии 5-10 лет с момента выхода на экраны, фанбаза не сокращается, а растёт.

Люди попросту перерастают фильмы вроде Сумерек, те теряют актуальность и после того как спадёт хайп уже нафиг никому не впёрлись. С культовым, строго наоборот. Люди до него дорастают, а универсальность поданных тем или самобытность авторского виденья привлекает всё больше поклонников.

По прошествии 5-10 лет с момента выхода на экраны, фанбаза не сокращается, а растёт.

хм, ну я примерно это имел в виду, когда писал проверено временем. полностью согласен)

и кстати, признак ≠ обязательное условие)

Многие пункты спорны. Пробежавшись по ним какой-нибудь фуфлыжный кинокомикс может обогнать, например "Нечто".

к моему стыду я не смотрел "Ворона" еще) только какую то часть, третью чтоли.

"Бегущие по лезвию" просто восхитительнейшие фильмы!
И кручевсего — ОСТ- великолепный Вангелис, и мощный Циммер своем музыкой добрались до самых глубин моей души! Меня более всего восхищает, как Циммер 40 лет спустя переработал и доработал музыку Вангелиса, создав что-то похожее, но при этом совершенно новое.
Чуть ли не каждый кадр из двух частей можно ставить себе на рабочий стол! Пустынные, урбанистические пейзажи, холодные, дождливые города, блистающие неоновыми вывесками, желтый город с полуразваленными статуями.
А монолог "Tears in the Rain" от Рутгера Хауэра под музыку Вангелиса!

"Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лучи Си, пронизывающие мрак близ ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде.Время. умирать"

Обожаю их безмерно.

Честно сказать, часто слышал музыку Вангелиса из Бегущего по. и думал что фильм должен быть охуенен. Но с появлением широкополосного интернета был разочарован. Только музыка и сцены города будущего чего-то стоили.

Мне с первого раза тоже не зашёл. Лет через 5 пересмотри.

Ну, прошло 15. Думаю, можно.

Тем более. Если ещё и не будешь ввязываться в споры на тему Декарт — репликант/человек, значит ты на шаг ближе к Дао, Цзен и прочей метафезической херне пытающейся описать душевное равновесие.

Где "Большой Лебовски", Skalkin? Где, блять, Лебовски?! 🙂

Там внизу, неразглядел, окуни еще раз))

Жаль что так мало людей оценили нашу с тобой "сценку". Но круто что ты подыграл)

Художественный фильм "Четверг". Читать голосом Пучкова строго

"Кровавый Четверг". Посмотрел и Запомнил его под таким названием.

Надпись на курточке «Пизда» )

"Бойцовский клуб" был провальным. неожиданно.

Два раза в год пополняются ряды косплееров кинофильма ДМБ.

«Достучатся до небес» один из лучших фильмов, похож на «мастер и маргарита» каждый видит свое, кто боевик, кто драму, а кто-то просто жизнь

Это Шань-Тсунг что ли на фотке с невским?

Он самый. Кери Хироюки Такагава. Так же известен как Пантелеймон. Далее Дюжев, Грюнер (если не путаю), Дакаскос, Ван Дьен и сам Мистер Пельменная.

Читайте также:  Свиньям от глистов препараты

У вас несколько странные примеры — те же Марвел и ГП. Возьмём хотя бы статью на вики, которую вы тоже читали, и в которой указано довольно много пытавшихся ответить на этот вопрос источников.

Так, например, это определение может уточняться таким образом, что культовым не считается фильм, добившийся широкого успеха у публики и критиков или выпущенный крупной студией с большим бюджетом.

Мэтт Хиллс предлагает определение в духе теории структурации, где особая реакция фанатов может быть обусловлена свойствами самого фильма, и оба этих фактора имеют значение. Эрнест Матейс считает, что приобретение культового статуса — это случайный процесс, и одно из его свойств в том, что оно плохо поддаётся маркетинговым стратегиям.

Не подходит, вам не кажется? Коммерческий успех некоторых ваших примеров слишком явный и предусмотренный заранее. Даже как пример одного из пунктов культовости — почему было не вспомнить тех же Стар Трэк или Доктора Кто?

Плюс, я бы добавила такое явление как "культовый режиссёр". Те же Хичкок, Линч, Феллини, Кубрик, Джармуш — известны именно с таким эпитетом по ряду нетипичных приёмов, атмосферой, особым повествованием.

Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм

Коммерческий успех не влияет на это явление, как я и написал) Хичкок, насколько я знаю, тот еще мэйнстрим был в свое время.

Про культового режиссера — согласен, хорошее дополнение.

Я имела в виду что упоминание линейки Марвел вряд ли можно считать удачным примером.

Хичкок, насколько я знаю, тот еще мэйнстрим

едва ли Хичкока можно приписать к коммерчески выверенному явлению и жвачкой для публики.

упоминание линейки Марвел вряд ли можно считать удачным примером.

почему же? сейчас культ марвел очень даже популярен. я бы сказал, наиболее популярен.

только в контексте культового кино абсолютно неуместен.

культовое — оно на то и культовое, что для всех разное) ну да ладно. нет сил спорить больше)

Dangerous Men
Samurai Cop

Пункт девять слишком уж размывает рамки

возможно, это уже чисто мои домыслы. но мне кажется не стоит недооценивать мемы и как они популяризируют персонажа/момент из фильма, а то и сам фильм. хотя конечно часто ограничивается и картинкой)

порой хайповый мем популяризирует фильм похлеще, чем те же косплееры на комик-коне)

Да я в общем то тоже только о своём опыте, и мемы по фильмам о самом кино редко что расскажут, чаще искажают.

Хотя, вот когда волна обсуждения сериала идет, по смешным картинками можно часть сюжета узнать )

Культовый — не культовый, фигня какая-то. Считаю, обычное развешивание ярлыков, часто не к месту. Как ни крути, кино очень значимый вид искусства для подавляющего большинства народу. А для оценки произведения искусства в массах есть только один критерий — заходит или нет. И если один фильм нравится большому количеству людей, отдельные ценители могут его называть как угодно, да хоть культовым, от этого он не станет хуже или лучше.

Само слово "культовый" имеет несколько другое значение — что-либо, относящееся к религиозному культу. Всё-таки это слово к кино не имеет отношения, если только ваше воспитание и образование позволяют вам всерьёз молиться на какого-нибудь режиссёра или актёра. имхо.

Обычно, чтоб продать говно какое-то. Помню когда начали внедрять лицензионные кассеты это слово часто лепили.

Пиздец. Из всех перечисленных фильмов я почти ничего не знаю.

— Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там наверху тебя окрестят лохом.

— Что ж теперь поделаешь…

Завидую. Или не стоит?

Ну, хоть один фильм Тарантино.

На то они и культовые.

Думаю, господин выше имел ввиду корявый перевод названия

Вероятно. Всё таки культовым у нас он стал отчасти благодаря переводу в котором он "Святые из трущоб".

О сообществе

Сообщество обо всем, что связано с кинематографом. Здесь вы можете найти подборки фильмов, трейлеры, интересные факты об актерах, обзоры и свежие новости.

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты (в том числе посты в стиле "Сегодня день рождения у . ", "сегодня прошло N лет со дня выхода фильма . " и тому подобные, не несущие никакой информации помимо самой даты). В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector