Цветовая гамма в композиции

Цветовая гамма в композиции

Цвет в нашем восприятии является неотъемлемым свойством формы. Совокупность любых форм в пространстве или на плоскости, если отвлечься от содержания того, что мы видим, можно рассматривать как определенное сочетание цветовых пятен. В произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в архитектурных и дизайнерских проектах расположение цветовых пятен, их цветовые характеристики и размеры должны подчиняться определенной закономерности и логике, связанной с содержанием и назначением объектов творчества. Поэтому художники и дизайнеры, определяя композиционное расположение форм всех элементов художественного произведения или объекта дизайна, параллельно определяют его цветовую композицию. Можно сказать, что цветовая композиция — составная часть общего композиционного решения, объединенная в неразрывное целое с объемно- пространственной и объемно-пластической композицией. Цветовая композиция всегда создаётся с расчетом на определенное эстетическое впечатление, запланированное художником. При этом нужно подчеркнуть, что цвет — самое активное средство гармонизации формы и пространства. Он в первую очередь, еще до начала восприятия пластики формы и пространства влияет на эстетическую оценку объекта и дольше всех признаков формы остается в памяти. Но способность цвета оказывать активное эмоциональное воздействие таит и опасность возникновения общего негативного впечатления от произведения, если у автора нет художественного вкуса и достаточного опыта.

Обобщив сказанное, можно сформулировать следующее определение: цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.

В соответствии с многообразием выразительных возможностей цвета можно вы- делить основные функции цветовой композиции в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства и в объектах дизайна.

1. Цветовая композиция вместе с другими компонентами общего композиционного решения должна создавать эстетическое впечатление. Гармонизация цветовых сочетаний, эстетически и функционально обоснованное взаимодействие цвета и фор- мы повышают художественную выразительность произведения.

2. Цветовая композиция формирует художественный образ. Ассоциативные свойства различных цветов и цветовых сочетаний дают возможность, используя определенный колорит и определенную гамму цветов, создавать образ любого эмоционального состояния, впечатления, настроения, характера. Трагедия или радость, строгость или веселость, мужественность или женственность, величавость, элегантность или изящество и скромность, декоративность или конструктивность, статичность или динамичность и т.п. — все может быть выражено цветом. Цветом можно передать характерное состояние окружающей среды, времени года или суток, создать ассоциативный образ какого-либо предмета или явления.

3. Закон любой композиции — ритмическая организация создается во всех видах пластических искусств и в дизайне в наибольшей степени за счет определенного чередования цветовых пятен, различных по цветовому тону, светлоте, насыщенности, величине и конфигурации. Это положение справедливо как для плоскостной, так и для объемно-пространственной композиции.

4. Цветовая композиция организует иллюзорное пространство в плоскостной композиции и реальное пространство в объемно-пространственной композиции:

– определенным расположением цветовых пятен достигается ощущение статического или динамического равновесия в композиции;

– цветом можно визуально трансформировать пространство: сжать или расширить, приблизить или отдалить какие-либо зоны, предметы, детали, элементы композиции;

– расположением и конфигурацией цветовых пятен акцентируются определенные направления в композиции — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания;

– цветом можно объединить или разделить пространственные зоны композиции

или какие-то ее элементы.

5. Цвет в композиции является мощным средством интеграции, объединения

всех элементов в одно гармоничное целое:

– в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве впечатление цельности достигается при помощи точно найденного колорита, за счет определенной цветовой гаммы, пронизывающей все произведение;

– в промышленном дизайне единая цветовая гамма обеспечивает цельность изделия или набора предметов, которые должны составлять единое целое (ансамбль одежды, мебельный гарнитур, комплект белья, набор украшений и т.п.);

– в архитектуре также во многом за счет единого цветового решения можно объединить в общую форму части здания, сооружения или объединить несколько зданий и (или) сооружений в архитектурном ансамбле;

– в интерьере цвет часто служит задаче объединения разных по стилевому характеру, форме, размеру, пространственной ориентации предметов.

6. Цвет используется в композиции для выделения, подчеркивания, акцентирования определенных элементов:

– цветом в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в театральных декорациях и объектах оформительского искусства можно выделить композиционный центр и акцентировать внимание на определенных деталях;

– цветом можно выделить конструктивные элементы, членения, соединения различных объектов дизайна и архитектуры в целях усиления художественной выразительности формы и обогащения эстетического впечатления от объекта;

–цветом также выделяются декоративные элементы в изделиях декоративно- прикладного искусства, объектах дизайна и архитектуры;

Читайте также:  Персик фаворит описание сорта фото отзывы

– в плакатной, промышленной и рекламной графике, в сопроводительной документации и в уличной рекламе цветом выделяются важнейшие элементы, знаки, надписи, зоны;

– цветом выделяются функциональные детали в бытовой технике, приборах, станках, машинах, а также функциональные элементы окружающей среды: указа- тельные и предупреждающие знаки, надписи и т.д. (в этом случае с помощью цвета решаются утилитарные задачи, однако выделяющиеся цветовые пятна могут оживлять окружающую среду или поверхность предмета, делать их более интересными с точки зрения эстетического восприятия).

Иттен в книге «Искусство цвета» в главе «Композиция» дает перечень важнейших факторов и одновременно средств общего решения цветовой композиции:

– характер цветовых отношений;

– место и направление, т.е. расположение пятен каждого цвета в пределах данной композиции;

– конфигурация форм цветовых пятен;

– симультанные связи, т.е. эффект взаимного влияния выбранных цветов на восприятие каждого из них;

– размеры цветовых площадей;

– контрастные отношения в целом (результат взаимодействия всех вышеперечисленных факторов).

Из данного перечня следует, что композиция цветовых пятен прежде всего подчиняется законам цветовой гармонии и, так же, как и композиция предметов и фигур, законам масштабности, равновесия, ритма и пропорциональности.

Все названные аспекты важны, но важнейшими, определяющими характер цветовой композиции, являются первые два: выбор цветов и характер цветовых отношений. По этим признакам выделяются различные типы цветовой композиции. Часто в наиболее обобщенных вариантах типологии исследователи выделяют четыре основных типа цветовой композиции и несколько разновидностей. Например, такую типологию цветовых композиций предлагает Л.Н. Миронова в книге «Цвет в изобразительном искусстве».

Й тип — монохромия


Композиция строится на оттенках одного цветового тона (рис. 10.1) или на нескольких родственных тонах, которые воспринимаются как оттенки одного из основных цветов. Здесь возможны родственные или «аналогичные» триады, например, красный, фиолетово-красный и оранжево-красный. Такие композиции отличаются классической простотой и ясностью художественного языка, доходчивостью композиционной идеи.

Дата добавления: 2017-01-19 ; просмотров: 6666 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.

Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из ее основных положений.

В разделе, посвященном цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств цвета мы установили необходимые конкретные условия и отношения, которые могли бы выявить в каждом цвете характерную для него выразительность.

Характер и воздействие цвета определяются его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспри-нимается в окружении других цветов.

Чем дальше по цветовому кругу один цвет удален от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом.

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветовых пятен. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжел, в верхней же кажется легким. Темно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Желтый в верхней части произведения производит впечатление легкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении.

Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.

Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» — подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает легкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.

Читайте также:  Посадка ежевики расстояние между кустами и рядами

«Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину. В «Воскресении» Грюневальда диагональное расположение одеяний отрывает наш взгляд от горизонтально построенного переднего плана и уводит его вверх, погружая в созерцание сияющего торжества.

Живописцы эпохи барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Эль Греко, Лисе и Маульпертш, используя в своих работах контрасты направлений в движении цвета и форм и отдавая предпочтение диагональным мотивам, достигали особой экспрессивной выразительности.

Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причем эти диагонали часто терялись в заоблачных далях.

Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.

Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.

Превосходным примером кругового движения может служить композиционное решение облаков в картине Альтдорфера «Победа Александра», которое повторяет и усиливает динамику батальной сцены.

Тициан во многих своих картинах использовал контрасты светлых и темных тонов как в горизонтальных, так и в вертикальных направлениях. В связи с чем этот его прием стал называться «формулой Тициана». С этой же целью он размещал в композиции фигуры в диагональном или круговом движении.

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении темных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ. Его можно считать «симультанным», ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера.

С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу свое определенное положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяетлюдей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют ее собственный внутренний порядок.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счет организации холодных и теплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.

Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых «перемещений». Красный и зеленый цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зеленый, то и часть зеленого должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.

Столь же важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть «прикрепленной» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему ее краю, или сразу к обоим. Это «прикрепление» называется «растяжением» цвета или формы. В настенной живописи этот прием имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно во фресках Джотто.

Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счет подчеркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования четко выраженной направленности ограничивающих линий.

Читайте также:  Что любит долларовое дерево

Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.

Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.

Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком.

Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с теплым оттенком.

Смешанная или нейтральная цветовая гамма ( мы объединили эти два понятия). Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.

Цветовая композиция — это совокупность цветовых пятен ( на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

Что выражает монохромная композиция:

а) Классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы).

б) Сильно направленное к определенной степени воздействие. Этот способ воздействия взят на вооружение религией. Пример: икона Владимирской Божьей Матери, Спас Нерукотворный (см. рис.5), и другие иконы, убранство храмов, Рембрандт(см. рис.6).

рис.5 Спас Нерукотворный

рис.6 Рембрандт Харменс ван Рейн Автопортрет

в) Сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии).

рис.7 Живопись Китая

рис.8 Живопись Японии

г) Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)

рис.9 Вечелио Тициан

д) Простота, доходчивость и броскость. Примеры: геральдика, (не всегда), изделия массовой культуры.

е) Реклама. Один, пусть даже не очень яркий цвет на фоне монохромной композиции сильно выделяется.

2) Полярная композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

Что выражает полярная композиция:

а) Эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.

б) Выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина. )

в) Если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)

3)Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять:

— триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.

— триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий. См. рис.14

— любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. Пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый.

рис.14

Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции. Применяется при: изображении одежд святых, для подчеркивания их святости (Красные с Синим одежды указывают на их связь с Господом, а зеленый подол подчеркивает их земное происхождение).

Многоцветие. В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.

— В природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)

— Там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать "космичность" произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья. жилье).

— Там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.

Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону. Это синтез многоцветия и монохромии. Пример — пейзажная живопись.

Ахромотическая композиция. Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.

Полухромотическая композиция. Серый заменяется коричневым цветом.

ЗАДАНИЕ: Изобразить на одном листе 2 монохромные композиции. Одну в теплых оттенках, другую — в холодных, использовать один цвет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector